ГАПОУ «

Чебоксарский техникум ТрансСтройТех

» Минобразования Чувашии

Анализ ситуации с проведением вступительных испытаний в высшие учебные заведения страны (включая опыт ВАМТО) показал следующее:

  • для поступления на бюджетные места в большинство вузов, подчиняющихся Минобрнауки России, проходной балл составляет от 250 (сумма баллов ЕГЭ по трём предметам);
  • к завершению приёмной кампании юноши, имеющие суммарный балл в 200-240, не имеют возможности поступления на бюджетные места; стоимость обучения на платной основе составляет от 160 000 руб. (в вузах с наименьшим рейтингом и по наименее востребованным специальностям, предполагающим в дальнейшем и низкий уровень заработной платы) до 480 000 руб. в год;
  • приёмная кампания в вузы Минобороны России имеет ряд особенностей (необходимость пройти предварительный отбор в военных комиссариатах, в 2022 г. это было необходимо сделать до 1 июня — в вузах Минобрнауки вступительная кампания стартовала только 20 июня; окончательный отбор в вузах Минобороны завершился 20 июля — в то время, как в вузах Минобрнауки до 25 июля можно было подавать документы).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в силу недостаточной известности военных вузов, недостаточности информационно-разъяснительной и профессионально-ориентационной работы среди старшеклассников и их родителей (законных представителей), выпускники с суммарным баллом в 200-250 обратились в приёмные комиссии вузов Минобороны поздно, оставшись «за бортом» вступительной кампании 2022 г. В то же время вузы Минобороны были вынуждены проводить отбор и зачисление курсантов среди тех, кто уложился в сроки вступительной кампании, даже если по баллам ЕГЭ (за каждый предмет и суммарному) они едва удовлетворяли установленному минимуму (суммарный балл 150-180, средний балл ЕГЭ 50-60).

Данная ситуация, на наш взгляд, определяется слабостью информационно- разъяснительной и профессионально-ориентационной работы вузов Минобороны среди старшеклассников и их родителей (законных представителей), что приводит в итоге к тому, что военные вузы вынуждены зачислять менее подготовленных выпускников. Уровень освоения компетенций общего среднего образования является одним из факторов формирования компетенций в высшем образовании: школьные «троечники» исключительно редко становятся «хорошистами» и «отличниками». А качество подготовки специалистов в высшей военной школе прямо влияет на военную, и в целом — национальную безопасность государства.

Выпускник военного вуза имеет ряд преференций как в период обучения, так и в начале карьеры после выпуска:

1)   престижные специальности и наличие опыта работы как выгодные отличительные черты военного образования:

Курсанты ВИ(ИТ) получают диплом государственного образца. Гражданские специальности, по которым ведёт подготовку ВИ(ИТ), относятся к категории наиболее востребованных в техническом и экономическом профилях: строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов, наземные транспортно-технологические средства, пожарная безопасность и тыловое обеспечение.

«Слабое место» любого выпускника гражданского вуза — отсутствие опыта работы по специальности (а также отсутствие нормального процесса прохождения производственных практик в период обучения, т. к. часто требуется платить организациям, принимающим студентов на практику или самостоятельно искать место практики). Выпускник военного вуза за период обучения проходит все виды практик, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующей специальности в условиях максимально приближенных к реальным, проходит войсковые стажировки на офицерских должностях в сфере будущей деятельности по специальности. Наши выпускники имеют гарантированное трудоустройство в рамках государственного заказа на военных специалистов. Отслужив после окончания обучения в институте срок первого офицерского контракта (5 лет), выпускник военного вуза всегда имеет реальный опыт работы по специальности и может отражать это д своём резюме.

2)    уровень материального обеспечения и социальной защиты:

Денежное довольствие курсанта до заключения контракта (до 18 лет) составляет 2 500 руб. При этом курсанты проживают в общежитиях (при «кубриковой» системе размещения в комнатах на 4-х человек), обеспечивается за государственный счёт вещевым имуществом, качественным трёхразовым питанием, различными видами довольствия. Получает высококачественное медицинское обслуживание и, при необходимости, медицинскую помощь, лечение. После заключения контракта денежное довольствие курсанта возрастает до 20-25 тыс. рублей (в зависимости от воинского звания — у сержантов оно выше, чем у рядовых; от результатов выполнения нормативов по физической подготовке — «перевыполнившие» норматив получают повышенную ежемесячную выплату, вплоть до 100 % за звание Мастера спорта, как и отлично успевающие в обучении — до 25 %). При этом сохраняется обеспечение всеми видами довольствия за государственный счёт. Курсанты имеют льготы при посещении музеев, театров, что дает возможность вести активную культурно-досуговую работу.

3)    комфортная образовательная среда:

В институте создана соответствующая всем современным требованиям учебно-материальная база: уникальный комплекс вооружения и военной техники, учебных лабораторий, тренажерных комплексов, позволяющих готовить высококвалифицированных специалистов. У нас высокий уровень компьютеризации учебных аудиторий, есть возможность доступа в электронную объединенную библиотеку вузов Санкт-Петербурга, подписки на электронные библиотеки и базы данных. Все это создает возможности учиться и получать профессию, а также проводить научные исследования. Наши курсанты участвуют в олимпиадах, научных конференциях и конкурсах, оформляют патенты и рационализаторские предложения, демонстрируют свои достижения на научно- технических выставках и мероприятиях. Проявившие себя в науке имеют возможность продолжать обучение в адъюнктуре (аналог аспирантуры в гражданских вузах). В структуре академии в целом работают Диссертационные советы и Научно-исследовательский институт.

Мы помним, что наши курсанты должны не только учиться, но и развиваться как личности. В институте работают спортивные секции. На спартакиадах вузов, чемпионатах мира и Европы, чемпионате Вооруженных Сил наши спортсмены получают призовые места. Ежегодно курсанты участвуют в конкурсах, КВН (три года подряд академия и институты «держат» Кубок Министра обороны).

Родителей (законных представителей), особенно иногородних, также должны привлекать такие особенности образовательной среды военного вуза как наличие контроля, возможность получить достоверную информацию о поведении и учебе детей от курсовых офицеров.

4)    хорошие карьерные перспективы:

Вопреки расхожему анекдоту про внука полковника, который не станет генералом, потому что у генерала есть свой внук, для наших выпускников открываются прекрасные карьерные перспективы, вне зависимости от того, свяжут они себя с военной службой на всю жизни или она станет для них только более или менее длительным этапом. Наши выпускники делают прекрасную карьеру, занимая высокие должности в системе военной и гражданской государственной службы.

Предлагаем Вам объединить усилия и помочь молодежи совершить правильный выбор будущей профессии в интересах личности, общества и государства.

С уважением,

УЧЁНЫЙ СОВЕТ
ВОЕННОГО ИНСТИТА (ИНЖЕНЕРНО ТЕХНИЧЕСКОГО)
ВОЕННОЙ ОРДЕНОВ КУТУЗОВА И ЛЕНИНА АКАДЕМИИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А. В. ХРУЛЁВА